Магия чисел




Карен Махони. «Викторианское Романтическое Таро».

Верховный жрец
< (Колода) >

< (Карта) >

Ключевые слова и фразы:
Наставление и руководство – Структура и формальная организация – Власть – Становиться студентом или учеником – Следовать либо самому становиться учителем, лидером или священником – Признанный институт – Законы и законодательство.

Перевернутая карта:
Учитель, но не "гуру" или проводник – Покидать формальный институт с целью поиска более индивидуального пути к знаниям – Сомнения в структуре организации – Необходимость зрить в корень (дословно глядеть внутрь – прим. перевод.), а не полагаться целиком на указания к действию (со стороны других – прим перевод).
Иерофанта в колодах Таро раннего Средневековья и эпохи Возрождения изначально называли Папой, и эта карта до сих пор ассоциируется в некоторых раскладах с формальной, даже угрожающей организацией и властью. Многие люди ощущают дискомфорт при появлении этой карты в раскладе, чувствуют, что она несёт подавляющее сообщение (сообщение о подавлении чего-либо – прим. перевод.) . На эту карту часто ссылаются как на проблемную для толкования в современных раскладах Таро, независимо от религиозной принадлежности. Однако мы должны дать Иерофанту ещё один шанс. В конце концов, большинство из нас осознаёт – если мы не сторонники полной анархии – что институты, организации и структуры необходимы. При многих обстоятельствах наилучший способ развития и учёбы – студенчество как признанный институт, либо образование при помощи авторитетного, квалифицированного преподавателя. В лучших случаях они не стесняют нашей свободы, напротив, мы получаем знание, которое в итоге даёт нам большую возможность выбора и большие возможности.
Наш Иерофант – пожилой исламский учёный, наставляющих двух маленьких мальчиков. Выглядят ли мальчики испуганными? Вовсе нет, они кажутся серьёзными, но при этом они спокойны и расслаблены; один из низ сидит, скрестив ноги, поглощенный чтением книги. Этот Иерофант не строгий наставник, мы чувствуем, что его учение способно восхищать, однако, мы чувствуем, что у него вряд ли бывают проблемы с дисциплиной во время занятий, он естественным образом располагает к уважению.
Восприятие социальной роли полов и образования в гендерном ключе – один из вопросов, часто поднимаемых в связи с картой Иерофанта, и должен, вероятно, чаще обсуждаться. Безусловно, эта картинка призывает нас учесть роли женщин и мужчин в формальном образовании. В настоящее время, правильно это или нет, но мы, западные люди, привыкли считать, что серьёзное исламское образование делает упор на мальчиков. Согласно нашим представлениям, девочкам дают гораздо меньше формального интеллектуального образования. В некоторых исламских обществах (а также во многих других так называемых "фундаменталистских" религиозных сообществах с различными вероисповеданиями и мировоззрениями) это, к сожалению, действительно так. Однако всё не так уж плохо, если взглянуть на разные ситуации, описанные, скажем, в классике, "Арабских ночах" (автор ошибочно называет сказки "Тысяча и одна ночь" арабскими, хотя это произведение древнеперсидской литературы, то есть, несколько отличной от арабов цивилизации, в частности роль женщины в обществе и литературе другая – прим. перевод.). Вот замечательный диалог между торговцем и очень изящной рабыней, которую он только что купил. Женщина оказывается не просто образованной, а настоящей кладезью знаний и умений, она почитаема и уважаема как таковая:
"Скажи мне, ты знаешь Коран наизусть? – Да, - ответила она, - я также знакома с философией, медициной, основами науки и комментариями врача Галена к канонам Гиппократа; я комментировала его; я прочла Тазкиру и комментировала Бурхан; я изучила Основы Ибн Байтара, и мне есть что сказать о Мекканском каноне Авиценны. Я могу разгадывать загадки и разбираться в двусмысленностях, рассуждать о геометрии, я искусна в анатомии. Я прочла книги школы Шафи’и и Традиции Пророка и синтаксис; я могу поспорить с Олемой и порассуждать обо всём, что касается обучению хорошим манерам. Более того, я способна в логике, риторике и арифметике, в изготовлении талисманов и составлении календарей, и я досконально знаю Духовные Науки и время религиозных служб, и я понимаю все эти отрасли науки..." Когда торговец услышал это, он воскликнул "Браво! Браво! О как счастлив будет тот, в чей дворец ты попадёшь!" Потом он принёс ей прибор с бумагой и чернилами и медным пером, и поцеловал землю перед ней, чтобы оказать честь.
Ричард Ф. Бертон, Книга Тысяча и Одна Ночь
Верно то, что "мужские" карты Старших Арканов чаще всего ассоциируются с внешним действием, формальностью, институтами, признанными организациями, властью воли, логики и рассудка. "Женские" карты, напротив, скорее обозначают внутреннюю мысль, общество, неформальные группы и способы мысли и действия, а также силу сотрудничества, интуиции, ощущения и чувственности. Однако в случае с картой Иерофанта нельзя однозначно интерпретировать гендерное значение. Иерофант может, к примеру, означать влияние института, управляемого женщинами, или кого-то, кто решил получить формальное наставление у женщины-профессора или священника.
Какой образ бы ни принял Иерофант, эта карта обычно говорит о периоде обучения, студенчества или курса формальных правил и структур. Помните, что при некоторых обстоятельствах эта карта может обозначать вас самих в роли Иерофанта, а не студента. Может, вам есть чему поучить других, и множество знаний, которые вы могли бы передать? Но вне зависимости от того, учитель вы или ученик, появление этой карты свидетельствует о том, что вы должны работать в традиционной, признанной организации. Пришло время приспособиться к системам, правилам и власти – хотя бы ненадолго.

Источники:
Картинка основана на гравюре с оригинальной картины С. Хирша (дат жизни нет) под названием "Обучение Корану". Картина была выставлена в Париже в конце девятнадцатого века, но мы можем найти о ней очень мало информации.




Мобильная версия Главная