Магия чисел

История царя Вирд-Хана, сына царя Джалиада




Из сказок "Тысяча и одна ночь" по изданию Ж.-Ш.Мардрюса.(1903г. Петербург)

Рассказывают, о царь благословенный, что в дни давно минувшей поры жил в Индии могущественный царь Джалиад, который был благодетелем всех бедняков, и все подданные его царства горячо любили его.
И любил он всех, как великих, так и малых, и властвовал над ними с неизменною милостью и управлял ими так разумно, как никто до него. Но, несмотря на высокие добродетели и доблесть его, Господь Всевышний не благословил его сыном и наследником, и это сильно печалило его и весь народ царства его.
И вот однажды ночью после того, как царь долго пролежал без сна на ложе своём, мучимый мыслями о том, какая судьба ожидает в будущем царство его, он погрузился, наконец, в глубокий сон.
И приснилось ему, что он стоит у подножия высокого дерева и льёт воду на корни его.

Но вдруг вырвалось из того дерева пламя и сожгло все деревья, которые стояли вокруг него.
Тут царь в страхе и ужасе очнулся от сна своего. Он позвал своего любимого визиря Шимаса, рассказал ему о сне своём и спросил, что значит он.
Тогда Шимас сказал ему:
— Знай, о царь, что Господь Всемогущий скоро пошлёт тебе желанного сына, но, кроме того, сон твой предвещает ещё и другое, о чём я теперь не могу рассказать тебе, ибо время для полного разъяснения грядущего ещё не пришло.
Тогда царь велел созвать во дворец свой астрологов и снотолкователей со всего царства своего и, рассказав им сон свой, сказал:
— Я желаю, чтобы вы дали мне теперь же полное и правдивое толкование сна моего.
Тогда выступил один из них и, испросив разрешения говорить, сказал так:
— Визирь твой побоялся потревожить сердце твоё. Ведь сын твой для твоих подданных будет повелителем суровым и неумолимым, и будет с ним то, что было с кошкою и мышью!
Тогда царь спросил:
— Что же это за история? И он ответил:

ИСТОРИЯ КОШКИ И МЫШИ


 Один почтенный кот, ослабев от безуспешных поисков добычи, заметил у корней дерева большое отверстие и влез туда. Принюхавшись, он понял, что в глубине этой дыры живёт мышь, и он стал пробираться дальше в надежде её поймать. Но мышь, почуяв приближение кошки, изо всех сил принялась рыть землю всеми четырьмя лапками, чтобы спастись от кота.
Тогда кот сказал ей жалобным голосом:
— Зачем делаешь ты это, о сестра моя? Ведь я ищу здесь лишь убежища в надежде, что ты не откажешь мне в сострадании своём и приютишь меня на эту ночь в норке своей, ибо вследствие преклонных лет моих и потери сил, я совсем ослабел и едва могу шевелиться! Ты заслужишь награду от Аллаха, если дозволишь мне провести у тебя эту ночь до утра.
Но мышь возразила коту:
— Как смеешь ты приходить ко мне, зная, что ты исконный враг мой? Мне не подобает доверять тебе, ибо в Писании сказано: «Природная вражда становится тем сильнее, чем слабее враг». На это кот ответил ей угасающим голосом:
— Молю тебя простить мне всё, что было раньше между нами вследствие природной вражды. Ибо сказано в Писании: «Если хочешь, чтобы враг твой сделался тебе другом, сотвори ему добро».
Тогда почувствовала мышь сострадание и подошла к коту, но он вдруг схватил её в когти, а мышь запищала:
— Вот награда мне за то, что я доверилась тебе. Прав был тот, кто сказал: «Кто доверяет врагу своему, тот заслуживает гибели».
А в это время неподалёку проходил охотник со своими собаками.
И одна из них влезла в нору, схватила кота и перекусила ему затылок. Так оправдалось изречение, которое гласит: «Кто сам милосерден, тот найдёт и к себе милосердие; кто угнетает, тот будет угнетён». Но всё же, о царь, не огорчайся, ибо сын твой, быть может, изменится, следуя прекрасному примеру твоему! А через некоторое время одна из жён царя почувствовала, что зашевелился младенец во чреве её, и она сообщила об этом царю.
И царь сказал:
— Сон мой стал правдой по воле Аллаха! Но Шимас, узнав об этом, бросился к ногам царя и сказал:
— Что пользы в том, чтобы укрываться под тенью дерева, если из него вырвется пламя? К чему утолять жажду свою свежей и чистой водою, если после утонешь в ней? Я служу Аллаху и тебе, о царь, но в Писании сказано: «Путник не должен говорить о странствованиях своих раньше, чем вернётся домой; воин не должен говорить о битвах своих раньше, чем одолеет врага, и беременная женщина не должна говорить о ребёнке раньше, чем разрешится от бремени.
Тут Шахразада увидела, что близится утро, и умолкла.
А когда наступила девятьсот сорок девятая ночь, она сказала:
НОЧЬ ДЕВЯТЬСОТ СОРОК ДЕВЯТАЯ

Ибо знай, о царь, что если кто-нибудь говорит о деле прежде, чем оно окончено, то он подобен тому смиреннику, который пролил масло своё на голову себе.
И царь спросил:
— А что это за история? И визирь сказал:

СМИРЕННИК И КУВШИН МАСЛА


 Был в некоем городе благочестивый человек, который ежедневно получал в виде вспомоществования три хлеба, мёд и немного масла.
А так как масло это ценилось дорого, он вскоре стал собирать его в кувшин, и когда тот наполнился, смиренник повесил его над головой своей.
И однажды, покоясь на ложе своём и держа в руках свой посох, он сказал себе: «Продам я всё своё масло и на вырученные деньги куплю себе овцу, а она принесёт парочку ягнят, и так каждый год, а потом ягнята вырастут, и каждая ярка будет также приносить каждый год по парочке; и так наберётся у меня целое стадо.
Тогда я продам его, а на вырученные деньги куплю себе участок земли, разведу на нём сад и выстрою среди этого сада чудный дворец.
А потом я женюсь, и жена моя родит мне мальчика, и я буду воспитывать его и обучать. Но если я увижу, что он склонен к ослушанию, то я хорошенько проучу его посохом своим».
И он замахнулся палкой, чтобы наказать сына своего, но попал по кувшину с маслом, который висел над головой его, и разбил его вдребезги.
И потому, о царь, не должен человек говорить о деле раньше, чем оно будет окончено! Выслушав это, царь отпустил Шимаса, а через некоторое время царица родила ему мальчика, и радостный гром барабанов оповестил всю страну о рождении наследника, и народ толпами стекался ко дворцу.
И пришёл к царю визирь Шимас и сказал ему:
— Аллах всегда награждает того, кто свято хранит веру Его.
И потому возвеличил Он могущество твоё и ниспослал тебе благословенного младенца на радость нам, ибо доныне не было у тебя сына и наследника престола твоего.
И грустно размышляя о судьбах царства твоего, мы стали опасаться, что с нами случится то же, что случилось со стаей воронов.
Тогда царь спросил:
— А что же с ними случилось? И визирь ответил ему:
— Я сейчас расскажу тебе.

ИСТОРИЯ О ВОРОНАХ И СОКОЛЕ


 В долине, богатой ручьями, жила стая воронов, которые проводили жизнь свою в благоденствии. Но однажды их мудрый предводитель отошёл в вечность; и подданные горько оплакивали кончину его, тем более что в среде своей они не видели никого, кто бы мог заменить его.
И согласились они избрать своим царём птицу, которая раньше всех подлетит к стае.
И когда взвился над ними сокол, все вскричали:
— Мы избираем тебя царём и властителем нашим!
И сокол ответил:
— Такова воля Аллаха, и вам будет хорошо под владычеством моим! Но каждый день он забирал одного ворона с собой и, отлетев от стаи, выклёвывал ему глаза, пожирал мозг, а тело бросал.
И так поступал он до тех пор, пока большая часть стаи не исчезла.
Тогда оставшиеся в живых, видя неминуемую смерть свою, улетели и рассеялись в разные стороны. Так и мы, подданные твои, боялись, что с нами будет то же, что было с воронами, и что иной, не похожий на тебя, владыка заступит на место твоё. Но Аллах смилостивился над нами.
Ты управлял нами справедливо, и мы благодарим Аллаха, подарившего тебе наследника престола твоего. Но следует помнить, что исход того, к чему стремится человек на земле, скрыт от него и, быть может даже в том, чего он жаждет, кроется гибель его. Ибо с каждым из нас может случиться то, что случилось с заклинателем змей.
И царь спросил:
— Что же это за история? И визирь ответил:
— Слушай же, о царь!

ЗАКЛИНАТЕЛЬ ЗМЕЙ


 Жил в одном городе заклинатель змей, и была у него большая корзина, в которой жили три змеи, но домашние его не знали об этом. Но однажды вечером жена его спросила:
— Что у тебя в корзине? А он ответил:
— Что тебе за дело? Ведь у тебя всегда есть кусок хлеба! Довольствуйся же тем, что ниспосылает тебе Аллах, и не спрашивай о том, что тебя не касается!
И жена замолчала, но сказала самой себе:
— Я когда-нибудь сама загляну в корзину, ибо должна же я знать, что там такое есть!
И однажды, когда муж её заснул, она открыла корзину, а змеи вылезли и смертельно ужалили её. Потом они расползлись по дому и пережалили смертельными укусами всех домашних от мала до велика за исключением одного только заклинателя.
Тогда оставил он дом свой и пошёл куда глаза глядят.
И если ты, о царь благословенный, поразмыслишь об истории этой, то поймёшь, что человек не должен ничего желать себе сверх того, что ниспосылает ему Аллах, но должен довольствоваться тем, что даровал ему Всевышний в благости своей. Выслушав это, царь отпустил визиря и пошёл во дворец свой, чтобы полюбоваться сыном своим.
И горячо молился он Аллаху о благополучии его, и дал ему имя Вирд-Хан.
Тут Шахразада увидела, что наступает утро, и умолкла.
А когда наступила девятьсот пятидесятая ночь, она сказала:
НОЧЬ ДЕВЯТЬСОТ ПЯТИДЕСЯТАЯ

Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, царь поручил мудрецам и учёным обучать его всем наукам, каждую неделю давая отчёт, насколько подвинулся он в науках.
И когда мальчику исполнилось тринадцать лет, он уже превосходил познаниями всех учёных своего времени.
И визирь Шимас сказал царю, целуя руки его:
— Сын твой подобен драгоценному камню. Юность его не помешала ему достигнуть мудрости, да будет благословен Аллах, наделивший его столь обширными дарованиями.
Затем визирь спросил царевича:
— Скажи мне, каких людей всего более прославляют на земле за деяния их? И царевич ответил:
— Тех, которые больше дорожат загробной жизнью, чем земным существованием.
А кто больше дорожит будущим блаженством, чем земными благами? - Тот, кто знает, что этот мир - лишь временное жилище человека и что он должен будет после смерти дать отчёт Великому Судье во всех своих деяниях. Кто подавляет и обуздывает земные свои страсти и желания, тот уготовляет душу свою для будущей жизни!
Тогда Шимас спросил:
— Теперь скажи мне, о царевич, одинаково ли участвуют душа и тело в наградах и наказаниях жизни? И царевич ответил:
— Тело не может существовать без души; непорочность души зависит от чистоты её стремлений и тяготения её к тому, что предназначено ей в жизни загробной. Поступки оцениваются по умыслу, с которым их совершают, и потому душа и тело одинаково участвуют в поступках человека, а затем в загробном воздаянии. Пояснить же это можно притчей о слепом и хромом.

СЛЕПОЙ И ХРОМОЙ


 Жили-были слепой и хромой; и вот однажды привёл их один богатый человек в плодородный сад свой и позволил им там остаться.
И хромой сказал слепому:
— Я вижу, что плоды созрели, и мне ужасно хочется отведать их хоть немного, но только я не могу достать их. Сорви несколько штук для нас обоих! Но слепой ответил ему:
— Увы, я не могу их сорвать, ибо я их не вижу. Что же нам делать? Тогда хромой сказал:
— Поднеси меня к дереву, плоды которого тебя особенно манят.
Тогда слепой встал, посадил хромого к себе на плечи и поднёс его к дереву, и хромой нарвал столько плодов, сколько ему хотелось.
И так переходили они от дерева к дереву, пока не насытились. В притче же этой слепой изображает тело, которое без души ничего не видит, а хромой - это душа, которая не может двигаться без тела.
Выслушав это, царь усадил сына своего на троне возле себя и воскликнул:
— Благословен Аллах, пославший мне сына, который будет утешением моим!
И царь повелел всему народу своему присягнуть в верности царевичу Вирд-Хану и назначил его наследником царства своего.
Когда же исполнилось царевичу семнадцать лет, старый царь захворал тяжким недугом и вскоре испустил дух.
И юноша стал управлять царством, как правил покойный отец его, но вскоре проснулось в нём пристрастие к женщинам. Стоило ему прослышать о какой-нибудь красавице, как он брал её в жёны, и вскоре у него набралось такое множество жён, как у царя иудейского Соломона, сына Давидова. Возле них проводил он целые месяцы, нимало не заботясь об управлении государством и не вникая в дела подданных своих. И, видя это, все стали опасаться, что над страной скоро разразится беда.

 Тогда Шимас пошёл во дворец, предстал перед царём, облобызал землю у ног его и сказал:
— Я вижу, ты забыл заветы и наставления отца своего и не следуешь благому примеру его в управлении царством своим.
И царь спросил:
— Как же случилось это и какая тому причина? Шимас же ответил:
— Причина этому та, что ты пренебрёг делами государства и всех подданных своих и предался во власть плоти, которая соблазняет тебя ничтожными утехами бренного мира сего.
А между тем царь должен заботиться о благе подданных своих.
И совет мой тебе, о царь, думать об ожидающей нас смерти.
Тогда найдёшь ты истинный путь к спасению и не будешь гоняться за обманчивыми земными наслаждениями, ведущими к гибели, и не случиться с тобою того, что случилось с рыбаком, погнавшимся за рыбою.
Тут царь спросил:
— А что же случилось с ним? И Шимас рассказал следующее:

ИСТОРИЯ О БЕЗРАССУДНОМ РЫБАКЕ


 Некий рыбак отправился как-то на реку, чтобы по обыкновению удить там рыбу. Но когда он переходил по мосту, переброшенному через эту реку, увидел в воде огромную рыбу и сказал себе: «Зачем сидеть на берегу! Лучше я войду в воду и постараюсь поймать эту рыбу руками, и, если мне это удастся, я на несколько дней освобожусь от работы.
Тут Шахразада увидела, что близко утро, и умолкла.
А когда наступила девятьсот пятьдесят первая ночь, она сказала:







Мобильная версия Главная