
ил в Багдаде купец, который вёл обширнейшую торговлю.
Но он не был счастлив, потому что ни от одной из многочисленных супруг своих не дождался он ребёнка.
Но однажды, усердно попостившись и помолившись, он провёл ночь с самою молодою из своих жён, и милостью Всевышнего с той самой ночи она понесла.
И через девять месяцев она благополучно родила прекрасного мальчика, которого купец назвал Абул-Гассаном.
И когда наступила для него пора учения, его научили читать великие слова Корана, красиво писать, сочинять стихи, считать и стрелять из лука.
И стал он образованнее всех людей своего поколения.
И к различным знаниям присоединялось у него чарующее обаяние и совершенная красота.
И когда отец его почувствовал приближение смерти, он сказал сыну:
— Я завещаю тебе большое состояние, много богатств и земель, и я советую тебе пользоваться всем этим без излишеств.
Затем старый купец умер от своей болезни, и по прошествии времени Гассан мало-помалу стал забывать советы отца своего и кончил тем, что уверился в неиссякаемости своего счастья и богатства.
И стал он предаваться всякого рода удовольствиям: посещать певиц и женщин, поедать ежедневно множество пищи, откупоривать сосуды со старым вином и тратить всё, что могло быть истрачено.
И в конце концов он проснулся однажды утром нищим, и из всех слуг и женщин осталась у него только одна невольница.
Но именно она была жемчужиною из всех невольниц Запада и Востока.
Её звали Симпатией, и ни одно имя не согласовалось так с качествами носившей его, как в этом случае.
Симпатия была стройна, как буква алеф, и такая тоненькая и нежная, что само солнце не могло удлинить её тени на земле.
Красота и свежесть её лица были изумительны; рот её, казалось, запечатан был печатью Солеймана, как бы для того, чтобы тщательно хранить жемчужное сокровище, в нём заключавшееся.
Перси её напоминали два прелестно разъединённых граната, а остальное-тело было округло и пышно.
В этом месте своего рассказа Шахразада заметила, что наступает утро, и скромно умолкла.
Но когда наступила двести шестьдесят первая ночь, она сказала:

бедившись в своём разорении, Гассан лишился сна и перестал принимать пищу, но невольница его Симпатия решилась спасти его во что бы то ни стало.
Она украсила себя всем, что осталось от её драгоценностей, и сказала своему господину:
— Аллах прекратит твои напасти при моём посредстве.
Для этого тебе надо пойти к эмиру Гарун-аль-Рашиду и продать меня ему за десять тысяч динариев.
И Гассан нашёл, что план этот недурён, и потому привёл Симпатию к халифу, который спросил у неё:
— Обладаешь ли ты какими-либо знаниями?
И она ответила:
— О господин мой, я сведуща во всех науках, и так далеко простираются мои знания, что пределы их могут быть различаемы лишь теми редкими людьми, которые долгие годы изнуряли себя изучением премудрости.
Я изучала стихосложение, гражданское право, музыку, астрономию, геометрию, арифметику и законоведение.
Я знаю наизусть Великую Книгу, и сколько в ней строк, слов и букв: согласных и гласных.
Мне знакомы логика, архитектура, философия и риторика.
Кроме того, я пою в совершенстве, танцую, как птичка, играю на лютне и на флейте, а также на всех струнных инструментах.
Когда я мигну, то пронзаю как стрелой; когда потрясу браслетами, то ослеплю; моё прикосновение даёт жизнь!
Услышав эти слова, халиф был изумлён и очарован, и он сказал Гассану:
— Я прикажу произвести испытание твоей невольницы, чтобы убедиться, действительно ли она так учёна, как хороша собою.
И если она выдержит это испытание, я не только уплачу тебе десять тысяч динариев, но и осыплю тебя почестями.
И халиф велел позвать величайшего из своих учёных, Ибрагима-бен-Саиара, изучившего до самой глубины все человеческие науки.
Он велел также позвать поэтов, чтецов Корана, врачей, астрономов, философов, законоведов и богословов.
И когда все собрались в приёмном зале, халиф объяснил им, в чём дело.
И все сели в кружок на ковре, между тем как посередине, на золотом сидении, поместили Симпатию, с лицом прикрытым лёгким покрывалом, сквозь которое блестели её глаза и сверкали зубы из-за улыбавшихся губ...
В этом месте рассказа Шахразада заметила наступление утра и умолкла.
Но когда наступила двести шестьдесят вторая ночь, она сказала:

И халиф Гарун-аль-Рашид сказал всем присутствующим:
— Я призвал вас сюда для того, чтобы вы испытали познание этой отроковицы!
Кто из вас всего более сведущ в Коране и заветах Пророка?
И когда один из учёных поднялся, Симпатия сказала ему:
— Спрашивай меня, как хочешь, по своему предмету!
И учёный чтец Корана спросил:
— О молодая девушка, скажи мне, каким образом знаешь ты, что есть Бог?
И она отвечала:
— Посредством разума!
А это двойной дар: он и врождённый, и приобретённый.
Врождённый — тот, который Аллах вселил в сердца избранных слуг своих, дабы они шли путями истины.
А приобретённый разум у хорошо одарённого человека является плодом воспитания и неустанного труда.
Он сказал:
— Прекрасно!
Но где пребывает разум?
Она ответила:
— В сердце нашем.
И отсюда внушения его поднимаются к нашему мозгу и поселяются в нём.
Он сказал:
— А какие деяния наиболее благочестивы?
Она ответила:
— Их шесть: молитва, милостыня, паломничество, борьба против дурных побуждений и всего беззаконного и, наконец, священная война!
Он воскликнул:
— Прекрасный ответ.
А в чём польза молитвы?
— Молитва не имеет никакой земной полезности.
Она только духовная связь между Творцом и Его созданием.
Но она может принести десять духовных плодов: она просвещает сердце, озаряет лицо, угодна Всемилосердному, возбуждает бешенство в Злом Духе, привлекает милосердие, удаляет злые козни, предохраняет от зла, предохраняет от вражеских намерений, укрепляет колеблющийся ум и сближает раба с его Господином!
Тогда учёный чтец Корана воскликнул:
— Этот ответ поистине превосходен.
А что делают ангелы и демоны при человеке, совершающем омовение?
И Симпатия ответила:
— Когда человек приступает к омовениям, ангелы становятся по его правую сторону, а демоны - по левую, но, как только он произнесёт слова:
«Во имя Аллаха!», демоны обращаются в бегство, ангелы же подходят к нему, развёртывая над головою его лучезарный квадратный балдахин, который и поддерживают за четыре конца, и поют хвалы Аллаху, и молят об отпущении грехов того человека.
Но если он забудет призвать имя Аллаха или если перестанет произносить его, демоны возвращаются...
В этом месте рассказа Шахразада заметила наступление утра и скромно умолкла.
Но когда наступила двести шестьдесят третья ночь, она сказала:

емоны возвращаются и употребляют все свои усилия, чтобы смутить его душу, внушить ему сомнение и охладить его ум и благочестие.
Учёный муж сказал:
— Хорошо отвечено!
Можешь ли сказать теперь, что требуется для совершения молитвы?
Она продолжала:
— Потребные для молитвы условия суть столпы, которые поддерживают её.
Первее всего доброе намерение; затем формула Такбира, состоящая в произнесении следующих слов: «Аллах выше всего!»
Затем прочтение Фатихи, первой главы Корана; затем нужно распростереться лицом к земле; потом подняться; потом произнести исповедание веры; потом сесть, упираясь на пятки; обратиться с пожеланием к Пророку, говоря:
«Да будут над ним молитвы и мир Аллаха!», и, наконец, пребывать в добром намерении.
Другие условия хорошей молитвы извлечены только из Сунны (книги преданий), а именно: поднять руки к небу, обращая ладони кверху, по направлению к Мекке; вторично прочесть Фатиху; прочесть другую главу из Корана; произносить разные другие благочестивые предания и заканчивать пожеланиями Пророку (Да будут над ним мир и молитвы!).
Учёный муж сказал:
— Превосходно!
Скажи мне теперь о посте.
Симпатия ответила:
— Пост есть воздержание от пищи, питья и чувственных наслаждений в течение дня до заката солнца в месяце Рамадане, как только заметят новолуние.
Следует также во время поста воздерживаться от пустых речей и от всякого рода чтения, за исключением Корана.
Учёный спросил:
— Но нет ли вещей, которые, на первый взгляд, нарушают действительность поста, но которые, по учению Книги, ничего не убавляют из его значения?
Она ответила:
— Действительно, есть вещи, допускаемые при посте.
Таковы: помады, мази, бальзамы; краски для глаз и глазная примочка; дорожная пыль; проглатывание слюны; взгляд, брошенный на иностранку и на мусульманку; кровопускание и банки, простые и с насечками.
Всё это допускается при посте.
Учёный сказал:
— Превосходно!
Теперь я хочу, чтобы ты сказала о паломничестве.
Она ответила:
— Паломничество в Мекку, или хадж, есть обязанность, которую каждый мусульманин должен выполнить, по крайней мере, один раз в жизни и по достижении зрелого возраста.
Для этого нужно соблюсти различные условия.
Следует облечься в плащ паломника или играм, воздерживаться от сношений с женщинами, обрить волосы на теле, обрезать ногти и закрыть голову и лицо.
В Книге преданий имеются и другие предписания.
Но здесь Шахразада заметила, что наступает утро, и скромно умолкла.
Но когда наступила двести шестьдесят четвёртая ночь, она сказала:
